Урок этики 7 класс 

ТЕМА.Семья . Отношения в семье.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате - растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция - жить семьей.

 

 Работа по теме урока.

В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции.

Семейные традиции - один из основных способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. Традиции нескольких поколений позволяют гордиться своей семьёй, осознать связь с предками. К сожалению, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Но имеет место потребность выработать свои собственные традиции, помогающие людям чаще собираться вместе, чтобы чувствовать себя настоящей семьёй.

Подумайте,какие традиции существуют в вашей семье? . Как они влияют на внутрисемейные отношения?

Это:

- проведение каждого лета в путешествии;

- необычные встречи Нового года;

- празднование Дня Рождения;

- совместные поездки за город;

- субботние обеды;

- семейные чтения;

- приём гостей;

- совместное проведение отпуска;

- посещение театра, концертов

- совместное приготовление подарков;

Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. Досуг - это зеркало зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Сегодня мы подробнее рассмотрим лишь некоторые:

СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует).

Какое мнение возникло у вас по поводу высказывания А.Б. Зубова:

"Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом: Совместный стол есть символическая демонстрация единства - вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым".

Работа с текстом А. Максимова "О семейном обеде".

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.

- Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивает раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень  много. И однажды она сама объяснила мне. "Милый мой, - говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. - Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза".

Действительно, стали наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родите ли. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встает и обращается к нам: "Ну что, дети мои?! Вроде бы все собрались, и я тому рада..."

ИТАК, совместный стол - символическая демонстрация единства.

Учитель предлагает домашнее задание- эксперимент: ввести в традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых будет происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня.

Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева... Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ

Подумайте над вопросом:

Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи?

Сделайте анализ  эпизода из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков".

" Молодых людей приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам, влечет, за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи. Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещавшие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения. И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня, чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее "развлечение", которое вы можете им предложить,- просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать.

Один мудрец сказал, что старик неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка, который совершает свои первые шаги. Жука на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли,- всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители,- наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей,- теперешних родителей - могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства".

ВЫВОДЫ:

семейные традиции способствуют сближению членов семьи;

совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;

традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.

ЗАДАНИЕ.

 1.Заполнить таблицу

Семейная традиция                                   

Имеется в моей семье                                   Необходима моей семье

Совместный стол                                          Символическая демонстрация единства        

Семейные чтения                                          Создание атмосферы духовного единения, начало творчества.         

Общение с бабушками и дедушками             Молодые соприкасаются с историей своей семьи;

 

- Бабушки и дедушки - лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы;

- Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок.        

2.Подготовить рассказ о семейных традициях.



Задания для выполнения с 25.01.по 30.01.2016

                                         ЭТИКА  6 класс

Тема. Здоровый образ жизни. « В здоровом теле –здоровый дух»

.Подобрать иллюстрации, найти презентацию по теме.

 

                                      

Этика 7 класс

           Тема. Что значит быть нравственным человеком?

В литературе есть много произведений  о морали, яркими примерами нравственности есть притчи.

 Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. Они отлича­ются тем, что в них нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой обычный человек, человек вообще.

А теперь познакомимся с «Притчей о блудном сыне»

У одного человека было два сына. Однажды  младший  сын  сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там  он  жил  весело,  ни  в  чём  себе  не отказывал, и скоро денег у него не  осталось.

А  в  это  время  настал  голод  в  той  стране.  Юноша  нанялся  к  одному  из жителей  пасти  свиней. Он  голодал  и  рад  был,  если  ему  удавалось  поесть свиного  корма.

И тут он опомнился и  сказал: «Сколько  работников у  моего  отца  получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя  и  не достоин  называться  твоим  сыном. Прости  меня  и прими в число наёмников твоих». Встал он и пошёл к  отцу. Отец ещё  издали увидел его, побежал  навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал  отцу: «Отец,  я  согрешил  против  тебя  и не достоин  называться твоим сыном!»

А  отец приказал слугам: «Принесите  лучшую  одежду и оденьте  его,   и  дайте  перстень  на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться.  Ибо этот  сын  мой  был  мёртв  и  ожил,  пропадал  и  нашёлся». И начали  веселиться.

Старший  сын  был  в  это  время  в  поле. Возвратившись,  он услышал  пение  и  весёлые  голоса.  Он  спросил  у  одного  из  слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров». Старший сын рассердился  и даже  не  захотел  войти  в  дом. Отец  вышел  и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько  лет  я  служу  тебе,  всегда  слушался тебя, но ты никогда не дал  мне ни козлёнка, чтобы мне повеселиться  с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и  ты  заколол  для  него  откормленного телёнка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и  всё,  что  есть  у  меня, - твоё. А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся

    Вопросы:

- Как вы считаете, в каком значении употреблено слово «блудный»?

(В слове «блудный» соединились, как прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, так и переносное значение – потерять  нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути.)

- В чем же это выразилось?

(Младший сын нарушил одну из заповедей, святую для каждого: «почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался великим грехом.)

- Почему же отец не удерживал сына?

(Отец, наверняка,  знал, что запрет не остановит сына, но может привести к тому, что он возненавидит отца своего и все равно сделает по-своему. В этом прояснилась отцовская мудрость. Однако сын был еще не в состоянии оценить это.)

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной его возвращения?

(Наверное,  нет. Сын осознал свой грех, он раскаялся и понял, что недостоин называться сыном отца своего. Не голод его при­вел домой, а раскаяние и чувство вины.)

*Как встретил отец сына?

(Он принял его с радостью, ни слова упрека, ни нравоучений, он прекрасно понимал, что сын осознает свою вину, свой грех, ему стыдно и тяжело. И мы опять же видим, что отец поступил как действительно очень мудрый человек и любящий отец.)

- А теперь попробуем разобраться, что означают слова: « А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся». Он был мертв, потому что забыл заповеди господне, потом он осознал свой грех, раскаялся и ожил. Его душа стала живой.

Да, человек слаб и грешен по отношению к сути своей, он часто отступает от законов божьих, но господь терпелив и мило­стив. Он всегда простит того, кто искренне раскаялся.

- Каков же основной смысл притчи?

 

(Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно осознать свои грехи, покаяться, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Отец прощает в притче своего сына, также как Бог прощает людей, искренне раскаявшихся.)

                                       ЗАДАНИЕ.

Подготовить притчу (презентацию)   по теме.